Разработка урока на тему:" Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих. Урок "млекопитающие" Обобщающий урок по биологии млекопитающие

Цели:

  • обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;
  • развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

  • задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Филворд”, “Шифровки”, “Зоошутка”, “Аукцион”, “Черты характера”;
  • альбомные листы и цветные карандаши;
  • “Чёрный ящик”;
  • бочонок и фишки с номерами от 1 до 15;
  • секундомер.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Оценки выставляются следующим образом: за 1 место – “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”, также выставляются дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды.

“РАЗМИНКА”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

Оценка = количеству правильных ответов.

“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.

Оценка: 5 баллов.

“КТО ЛИШНИЙ?”

Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.

Оценка: 2 балла.

“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

“РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”

Задание: распределить животных по отрядам.

Оценка: 1 балл за каждого представителя.

Отряды:

А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л) Непарнокопытные
М) Приматы:

Представители:

1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;
26-морской котик; 27-выхухоль;
28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;32-кролик;
33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.

Ответы:

А) 22; 38.
Б) 3; 7; 23; 28.
В) 24; 27.
Г) 1; 4; 25; 35; 36; 37.
Д) 32; 34.
Е) 5; 20.
Ж) 2; 6; 10; 15; 19.
З) 9; 11; 31.
И) 14; 26.
К) 18; 21; 30; 33.
Л) 8; 16; 17; 29.
М) 12; 13.

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”

Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

1. Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

(борьба за территорию, распределение пространства)

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

“ЗООШУТКА”

Задание: по рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.

Оценка: 10 баллов.

Рисунок 1.

Ответы: Голова – оленя; шея – жирафа; тело – тигра; ноги – лани; хвост – лошади

“АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

“ФИЛВОРД”

Задание: найти в филворде названия отрядов млекопитающих.

Оценка: 1 балл за каждый отряд.

С У Н Е Х И О Н О Г
Ч М Е Ж Н Щ Т К Е И
А Т Ы В Ы А С И Т О
Ы Н Ч А Е Л А Р Б О
Е К Л А У Н З Н Ы Е
Р Р Ы Н З Ы С И Р Е
У К О Ы Ы П Н Т Ы Н
Ы Р К Г Р Р Ы Ы А П
Л Я Щ Ы М И Е П Р Н
Ы Е Е Р А Т Ы О К О

Ответы:

1-сумчатые; 2-рукокрылые; 3-ящеры; 4-грызуны; 5-хищные; 6-ластоногие; 7-китообразные; 8-сирены; 9-парнокопытные; 10-приматы.

“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”

Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.

Оценка: 5 баллов.

Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку.

Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.

Какое животное в “чёрном ящике”?

(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)

“ШИФРОВКИ”

Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.

Оценка: 2 балла за каждую шифровку.

“ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”

Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару.

“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

1. Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология)

2. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(нет, они обламываются и остаются в теле жертвы)

3. Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса)

4. Кто на себе лес носит? (олень)

5. Самое быстро бегающее животное. (гепард)

6. Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка)

7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

8. Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки)

9. Какой зверь самый крупный? (кит)

10. Почему ближайших родственников зайцев-пищух называют сеноставками?

(они делают запасы сена на зиму)

11. Почему у зайца очень тонкая шкура?

(чтобы легче было вырываться из когтей и зубов хищника)

12. Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс)

13. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)

14. Кто собирает яблоки спиной? Зачем?

15. Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее)

16. Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки)

17. Что такое отара? (стадо овец)

18. Умеют ли плавать верблюды? (нет)

19. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка)

20. Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка)

Вопросы для 2 команды:

1. Как называется собачье “общежитие”? (псарня)

2. Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира)

3. Зимой голоден, а летом сыт. (волк)

4. Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение)

5. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

6. Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)

7. Какой страшный зверь ест малину? (медведь)

8. Зачем китам усы? (роль сита при питании)

9. Какой зверь самый колючий? (дикобраз)

10. Для чего млекопитающим нужны вибриссы? (для осязания)

11. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет)

12. Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых)

13. Два – ста ухаста, два – ста рогаста, четыре - ста ходаста, один пыхтун, один вертун. Кто это? (корова)

14. Почему говорят: “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко)

15. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?

(волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней)

16. Какой орган чувств развит у кошки? (слух)

17. Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы)

18. Как определить возраст лошади? (по зубам)

19. У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос)

20. Именно эти животные были любимыми и у пророка Магомета, и у кардинала Ришелье. Кто они? (кошки)

Вопросы для 3 команды:

1. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

2. Одинокие волки воют на луну? (нет, волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай, что территория занята)

3. Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна)

4. Что делают зимой ёж и медведь? (спят)

5. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет?

(у собаки на языке потовые железы, а у лошади на теле)

6. Кто сильнее: тигр или лев? (тигр)

7. У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда)

8. Кит – рыба или зверь? (морской зверь)

9. Почему у летучих мышей такие большие ушные раковины?

(чтобы улавливать эхо ультразвуковых волн)

10. Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери)

11. Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос?

(чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега)

12. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще)

13. Рында роет, Скирда скачет, Турман едет – съест тебя. (свинья, заяц, волк)

14. Каковы различия сумок кенгуру и коалы?

15. Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен)

16. Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте)

17. Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть)

18. Где у верблюда мозоли? (на груди, на коленях и пяточных суставах)

19. Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия)

20. У волков – стая, у коров – стая, а у львов? (прайд)

Подведение итогов урока и выставление оценок.

Конспект открытого урока

Тип урока: обобщающий урок

Цели урока:

    образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихся распознавать отряды, семейства и виды животных этого класса.

    развивающие: развивать интерес и познавательную активность учащихся, умение анализировать, сравнивать, развивать логическое мышление

    воспитательные: развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах; формировать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, распечатанные задания для конкурсов; альбомные листы и карандаши; секундомер.

Используемые технологии: игровые технологии, проблемное обучение, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Повторение и обобщение изученного материала.

Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека. Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их. При изучении представителей каждого класса, мы говорили об их характерных особенностях.

Какими же характерными особенностями обладают млекопитающие, и что их отличает от других классов царства животных? - Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? - Почему млекопитающие являются одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

Ребята, а теперь давайте представим на минуту, что произойдёт, если все млекопитающие на земном шаре исчезнут. (Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию, в процессе обсуждения выясняем значение млекопитающих в природе и для человека) - А может такое произойти в действительности? - Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих? - Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу? (учащиеся называют известных им животных)

А сейчас я предлагаю вам познакомимся с млекопитающими, занесёнными в Красную книгу, которые встречаются на территории Самарской области. В этом нам помогут ребята, которые подготовились заранее. При просмотре презентации выполните задание - составьте в тетради таблицу:

Название животного, занесённого в Красную книгу

Внешнее строение, образ жизни

Место обитания

(Просмотр презентации, который сопровождается комментарием учащихся её подготовивших)





После просмотра презентации учащимся, которые её подготовили, выставляются оценки, выставляются оценки и за устные ответы учащихся на вопросы, всё сопровождается комментарием.

Ребята, следующая часть урока будет не совсем обычной, я предлагаю вам поиграть. Условия игры: в игре принимают участие три команды по рядам парт, каждый конкурс оценивается сразу, за каждый правильный ответ 1балл, счёт отображается на доске, побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1 место –“5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Разминка”

Все вопросы обсуждаются одну минуту

Вопросы:

1) Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно

дышала, высунув язык. Что с ней случилось? (На теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей)

2) Какое значение для животных имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? (Волосяной покров защищает млекопитающих от ушиба и холода, у китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров)

3) Отряд яйцекладущих иногда называют однопроходные или первозвери. Назовите представителей отряда и поясните, почему все 3 названия верны? (Представители: утконос, ехидна. Однопроходные, потому что имеют клоаку. Первозвери, т.к. примитивные. Яйцекладущие, т.к размножаются откладыванием яиц)

4) Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти звери? (Кабан – нежвачное парнокопытное, питается разнообразной пищей. Лось – жвачное парнокопытное, питается исключительно растительной пищей)

5) В названии каких двух отрядов есть слово «первые». И почему они первые? (Первозвери – первые примитивные, приматы – первые высокоорганизованные)

6) Местные жители Алтая утверждают, что животное сочетает в себе качества различных домашних животных; как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь? (Як, из отряда парнокопытных)

Угадай загадку! Определи отряд млекопитающих”

Задания озвучиваются учителем. Вопрос для 1 команды:

Это рыба – людоед, не просись к ней на обед! (Акула, Китообразные)
- Очень много силы в нём, ростом он почти что дом. У него огромный нос, будто нос лет триста рос. (Слон, Хоботные)

Вопрос для 2 команды:

Мать детей своих не бросит, сумку мать на брюшке носит, в эту сумку как в нору деток прячет… (Кенгуру, Сумчатые)
- Страшен гривы этой гнев, царь зверей конечно… (Лев, Хищные)

Вопрос для 3 команды:

Рыжий зверь в лесу живёт, самым хитрым там слывёт. (Лиса, Хищные)
- Что за зверь лесной? Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы- уши больше головы? (Заяц, Зайцеобразные)

Выбери правильный ответ”

Задания команды получают в виде карточек. Вопрос для 1 команды: - Когда спят кенгуру? А) утром;
Б) днём;
В) вечером;
Г) ночью. - След какого зверя похож на человеческий? А) медведя;
Б) волка;
В) лося;
Г) кабана.

Вопрос для 2 команды: - Какой из этих медведей сумчатый? А) панда;
Б) гризли;
В) белый;
Г) коала. - Когда лоси сбрасывают свой “головной убор” – рога? А) весной;
Б) летом;
В) осенью;
Г) зимой.

Вопрос для 3 команды: - Назовите единственных животных на Земле, лишённых способности издавать звуки? (рыбы не в счёт) А) жирафы;
Б) слоны;
В) олени;
Г) верблюды. - Мех какого животного причислен к геральдическим знакам? А) горностай;
Б) куница;
В) бобр;
Г) соболь.

Игра – гусеница”

Раздаются заранее подготовленные карточки с заданием. Учащимся предлагается зашифрованная запись, где слова, обозначают название животных. Необходимо их найти и выписать.(1 балл за каждое слово)

СЕКАЛЯБЕЛЗИОЛВСТСЬЛКАИА (кит, лось, белка, лев, заяц, лиса.)

По очереди каждая команда отвечает на вопрос, который диктует учитель, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется другой команде, первой, поднявшей руку. (одна минута равна трем вопросам по 20 секунд на каждый)

1. Сумчатое яйцекладущее (Ехидна)

2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детенышей молоком)

3. Другое название беззубых китов. (Усатые)

4. Кто относится к отряду мозоленогих. (Верблюды, ламы)

5. Перечислите человекообразных обезьян. (Горилла, гиббон, орангутанг, шимпанзе)

6. Домашнее зайцеобразное. (Кролик)

7. Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не

уменьшаются.(Они постоянно растут)

8. Бактерицидное вещество, входящее в состав слюны собаки и заживляющее раны.(Лизоцим)

9. Самый многочисленный отряд млекопитающих. (Грызуны)

10. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая)

11. Самое крупное млекопитающее. (Синий кит)

12. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе. (Лошадь Пржевальского (Ученый Н. М. Пржевальский))

13. Как иначе называют бегемота. (Гиппопотам)

14. Сколько шейных позвонков у жирафа. (Семь)

15. Самый высокоорганизованный отряд. (Приматы)

16. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом. (Ультразвук)

17. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры)

18. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий роговые чешуйки. (Крыса)

19. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация)

20. У кого длиннее кишечник: у овцы или собаки. (У овец)

21. Какой палец наиболее развит у лошадей. (Средний, третий)

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы многое успели: серьёзно поработать, повторить и обобщить знания о классе млекопитающие, узнать что-то новое о животных Красной книги и даже поиграть. Сейчас пришло время выставления оценок. Согласно счёту (который на доске) члены команды занявшей 1 место – получают “5”, за 2 место – “4”, за 3 место – “3”. Поощрительные оценки получают активно работающие учащиеся из каждой команды.

Домашнее задание

Творческого характера: подготовить кроссворд на тему «Млекопитающие»

Данные об авторе

Иванова Елена Эдуардовна

Место работы, должность:

Учитель биологии МОУ СОШ №5 города Искитим Новосибирской области

Новосибирская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Основное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Биология

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Дидактический материал

Краткое описание ресурса:

Разработка нетрадиционного урока с использованием средств ИКТ.

Описание урока

1. Введение.

· За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф. Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.

· Настоящая программа предназначено для изуче-ния курса «Биология. Животные» в 7 классе сред-ней общеобразовательной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой, использовано для контрольных уроков.

· Представленный урок завершает тему: «Многообразие животных» и является обобщающим уроком по теме: «Класс Млекопитающие».

2. Урок проводился в классе повышенного уровня. Большинство учащихся данного класса имеют высокий и выше среднего уровень общего развития, очень активны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой.

3. Информационная карта и описание урока.

Урок№37. Обобщающий урок по теме «Млекопитающие»

Цель: повторение, обобщение и контроль усвоения знаний о животных класса Млекопитающие.

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания учащихся о строении, образе жизни и многообразии животных класса Млекопитающие. Закрепить умения учащихсяраспознаватьотряды, семейства и виды животных класса Млекопитающие.

2. Развиватьумениеработатьсучебником, дополнительнойлитературой, видеоматериалами и цифровыми источниками информации.

3. Развиватьмыслительныеспособностииречьучащихсяпутемактивизацииихдеятельностинауроке. Развиватькоммуникативно-организаторскиеспособностиучащихся, навыкисамопрезентации.

Оборудование: презентация, кроссворды, тест, опросные листы, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Методы и приёмы: активные; метод малых групп; дидактическая игра; применение приобретенных знаний; закрепления; проверки знаний, умений и навыков; методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля; взаимоконтроль.

Дидактическая игра — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.

Планурока:

Продолжительность урока 45 мин.

I .Введение (5 мин.):

а) организацияклассаипостановкапознавательныхзадач;

б) классделитсяна4группыпо5 - 6человек, каждаягруппаполучаетопросные листы, кроссворд и тест.

II . Основная часть (35 мин.): По ходу выполнения заданий группы заполняют опросный лист.

1. Разминка (5мин.) По два вопроса каждой группе об характерных особенностях млекопитающих. Слайд 4.

2.Работа у интерактивной доски (20 мин.) Слайды 5 - 7.

Задания: внешнее строение собаки (по два вопроса каждой группе), внутреннее строение млекопитающего (по 4 вопроса каждой группы), интерактивные задания с использованием модулей OMS (по 6 заданий каждой группе). Желательно чтобы каждый раз к доске выходил новый участник группы.

3. Викторина (по 3 загадки каждой группе) (5 мин.). Слайды 8 - 20.

4. Группы обмениваются кроссвордами и тестами для взаимопроверки (5 мин.). Слайды 21 - 25.

III . Заключение (5 мин.).Подведениеитогов. Группы подсчитывают общее количество баллов и выставляют себе оценку. Слайд 26.

Максимальное количество баллов, которое может набрать группа - 37.

«5» - 34 - 37 баллов,«4» - 30 - 33 баллов,«3» - 32 - 19 баллов, «2» - менее 19 баллов.

4. Приложения.

· Кроссворды.

· Диагностический тест.

· Опросный лист.

· Презентация «Мой лучший урок» содержит фотографии с урока и диаграммы результативности.

5. Источники информации.

— Учебник. В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. «Биология. Животные». 7 класс. Дрофа 2003-2008 г.г.

— Кто в лесу живет. Сборникмаленькихрассказов о лесных обитателях. Новосибирское книжное издательство, 1986 г.

— Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. Эксмо, 2008 г.

— Электронное издание: «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» ,2008 г.

— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( ):

1. «Биология. Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И.;

2. «Биология. Животные», 7 класс, Константинов В.М. и др.

3. Коллекция модулей OMS на портале ФЦИОР ( http :// eor . edu . ru ).

6. Мультимедийная презентация к уроку. Предлагаемая презентация содержит как самостоятельно разработанные пособия (кроссворды, тест, викторина, разминка), так и импортированные цифровые пособия ЕОР с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ Internet Explorer . Для корректной работы презентации необходимо установить программное обеспечение для воспроизведения модулей OMS с сайта http :// eor . edu . ru OMS ). При возможности работы в компьютерном классе, тесты и кроссворды можно выполнять на отдельных компьютерах. В ходе урока желательно использовать интерактивную доску, но при её отсутствии можно использовать и экран с проектором.

Объяснительная записка

Предлагаемая презентация содержит импортированные цифровые пособия ЕОР с сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ . Эти файлы воспроизводятся браузером Internet Explorer . При воспроизведении нужно разрешить браузеру разблокировку файлов этого типа.

Для корректной работы презентации необходимо установить программное обеспечение для воспроизведения модулей OMS с сайта http:// eor. edu. ru или с данного диска (папка ПО OMS ).

При возможности работы в компьютерном классе, тесты и кроссворды можно выполнять на отдельных компьютерах.

В ходе урока желательно использовать интерактивную доску, но при её отсутствии можно использовать и экран с проектором.

Урок окружающего мира в 1 «А» классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока : Звери-млекопитающие.

Тип урока : урок изучения нового материала на деятельностной основе.

Цель: создать условия для ознакомления с представителями млекопитающих, выделения их общих признаков, формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.

Планируемые результаты :

Предметные : научатся выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать. Выявлять взаимосвязи.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные : знакомиться с представителями млекопитающих, выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество-ставить вопросы, обращаться за помощью, задавать вопросы.

Личностные : самоопределение-проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Методы и формы обучения : частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование : учебники, иллюстрации, тетради, презентация, интерактивная доска

Ход урока

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин

Начинается урок! Он пойдёт вам, дети, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать!

На уроке не зевайте, ответы полные давайте.

Формируемые УУД : личностные(понимают значение знаний и принимают его)

2. Актуализация ранее изученного и постановка цели урока.5мин

Что нас окружает? (природа) слайд №1

Какая бывает природа?(живая и неживая) слайд №2

Чем отличается живая природа от неживой?(объекты живой природы рождаются, растут, питаются, умирают)

Приведите примеры неживой природы.(солнце, вода, камни…)

Приведите примеры живой природы.(деревья, птицы, рыбы, насекомые..)

Как одним словом можно назвать всех рыб, зверей, насекомых, т.е. ярких представителей живой природы?(животные)

Животный мир разнообразен. Но сегодня мы поговорим об одной группе. А как она называется,вы узнаете, отгадав загадки.

«Юркий маленький зверёк

По деревьям прыг, скок» (белка) слайд3

«Сама пёстрая, ест зелёное,даёт белое» (корова) слайд3

«Угадайте, что за шапка, меха целая охапка,

Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору» (заяц) слайд3

«Живёт в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки» (мышь) слайд3

«Есть на речках лесорубы, в серебристо-белых шубах,

Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины» (бобёр) слайд3

Определите название группы этих животных. (звери)

Сформулируйте тему урока.Откройте учебник на 32 странице. Уточните тему урока. (Звери-млекопитающие).

Определите цель нашего урока. (выявить особенности зверей-млекопитающих).

Почему зверей называют млекопитающими? (выкармливают детёнышей своим молоком) слайд4

Формируемые УУД : познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие),регулятивные(фиксация затруднения, саморегуляция в ситуациях затруднения, целеполагание),коммуникативные(выражение своих мыслей,аргументация своего мнения, учёт разных мнений).

3. Работа по теме урока с учебником 9 мин

А) Работа с учебником. на стр.32

Посмотрим, чем покрыто тело зверей.

Прочитайте название зверей.

Чем покрыто тело медведя и куницы? (мехом)

Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками)

Чем покрыто тело нерпы? (коротким мехом, под кожей жир)

Как покров тела помогает зверям в жизни? (защищает от холода)

Прочитайте вывод на стр.32-33

Итак, прочитайте, чем покрыто тело зверей.(звери имеют волосяной покров)

Что представляют колючки ежа и дикобраза? (изменившиеся волосы)

Для чего у морских зверей толстый слой жира? (он хорошо сохраняет тепло)

Б) Выясним, как передвигаются звери.

Рассмотрите иллюстрации на стр.33

Прочитайте названия этих зверей.

Как передвигается гепард? (бегает) слайд5

Это самый быстрый зверь.Его скорость может достигать 130км/ч

Как передвигается летучая мышь? (летает) слайд5

Как передвигается белка-летяга? (прыгает) слайд5

Кожная складка между передними и задними конечностями служит парашютом при движении.

Как передвигается гренландский тюлень? (плавает, ползает) слайд5

Как передвигается шимпанзе? (прыгает, виснет) слайд5

По сколько лап у зверей? (4)

Ласты тюленя - это видоизменённые лапы.

Формируемые УУД : познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие,обобщение),коммуникативные(уметь слушать и понимать речь других)

в) Первичное закрепление знаний. Работа в парах. 5 мин

Вспомните правила работы в парах.

(уметь слушать соседа, уважать его мнение, уметь договариваться)

На доске написаны названия зверей: летучая мышь, нерпа, медведь

Из трёх вариантов зверей выберите только одного, который подходит под это описание «Этот зверь имеет густой волосяной покров. Мех хорошо защищает от холода. Передвигается на 4 лапах» (медведь)

Работа в тетрадях.

Выполните первое задание на странице 58.Объяснение выбора.

Формируемые УУД :(коммуникативные(уметь слушать соседа, договариваться с соседом),познавательные(на основе анализа выделять общие признаки,обобщение),регулятивные(уметь решать проблемы)

г) Физминутка 2 мин

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.

Вверх на небо посмотрели и их лучики согрели.

Бабочки летали, крыльями махали.

Дружно хлопаем, ногами топаем.

Хорошо мы погуляли и немножечко устали»

Формируемые УУД:личностные(установка на здоровый образ жизни и реализация её на уроке)

д)Работа с учебником.10 мин

Выясним, чем питаются звери и как их можно назвать.

Кто изображён в 1 круге? Прочитайте названия зверей. (муравьед, ёж, крот)

Посмотрите на стрелочку.Чем они питаются?(личинками, муравьями, медведками,т.е. насекомыми)

Если эти звери питаются насекомыми, как их можно назвать?(насекомоядные) слайд 6

Кто изображён во 2 круге? Прочитайте названия зверей. (белка, суслик, лошадь)

Чем они питаются? (овёс, пшеница, орехи фундука)

Овёс, пшеница, фундук-это что? (растения)

Как можно назвать зверей, которые питаются растениями? (растительноядные) слайд 6

Кто изображён в 3 круге? Прочитайте название зверей. (лисица, выдра, тигр)

Кстати, охота на тигров в 2014 году запрещена во всём мире.

Посмотрите на стрелочку. Чем питаются эти звери? (косуля, мышь, рыба)

Как назвать косулю, мышь и рыбу одним словом? (животные)

Тогда как называются звери, которые питаются другими животными? (хищники) слайд 7

Посмотрите последний круг. Кого видите? (медведя)

Чем питается медведь? (рыбой, насекомыми, ягодами, овсом)

Как можно назвать медведя? (всеядным)

Да, звери, которые питаются и растениями, и животными, и насекомыми, называются всеядными. Слайд 7

Прочитайте вывод на 35 странице учебника.

Формируемые УУД :познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, обобщение),коммуникативные(уметь слушать и понимать речь других)

4. Закрепление. Практическая работа в парах.8 мин

Достаньте из файликов лист бумаги, где написаны 4 группы зверей по способу питания. Прочитайте.(насекомоядные, растительноядные, хищники, всеядные)

Достаньте маленькие полоски бумаги с названием зверей. Прочитайте.(ёж, заяц, кабан, волк, лиса, бобёр, медведь, корова) По мере чтения названия зверей на доске открываются картинки.

Проверка по доске с доказательствами. Слайд8

Формируемые УУД :познавательные(анализ,обобщение),коммуникативные(умение слушать соседа,определять способ взаимодействия)

5.Подведение итога.4 мин

Что нового узнали на уроке?

Что показалось наиболее интересным?

Если вы хотите знать больше, можно прочитать книги, которые вы видите.

А откуда ещё можете получить информацию? (из интернета, энциклопедий)

Можете подготовить презентацию с помощью родителей.

Человек, который наблюдает и изучает природу, не может быть равнодушным к ней.

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос «За что в ответе каждый из вас?» слайд9

« Если из гнезда упала птица-

Мне не спится.

Если где-то умер зверь в берлоге-

Я в тревоге.

Если раздавлю кого невольно-

Мне больно.

Если ствол рвануло бесшабашно-

Мне страшно.

Им бы жить да жить на белом свете-

Я в ответе.»

Чтение хорошо читающим учеником вслух.

Так за что в ответе каждый из вас? (за сохранность природы)

Формируемые УУД : коммуникативные(уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя), личностные(проявлять ценностное отношение к природному миру,готовность следовать нормам природоохранного поведения)

6. Рефлексия. 1мин .

Давайте определим, с каким настроением заканчиваем урок.

Поднимите красные жетончики те, кому понравилось на уроке и кто работал в полную силу.

Поднимите синие те ребята, кому не очень понравилось, мог бы работать лучше.

Формируемые УУД : личностные(мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Спасибо.

Министерство образования и науки Нижегородской области

МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов

Обобщающий урок по биологии

Тема: «Класс Млекопитающие»

(7 класс)

Разработала: Князева Евгения Валерьевна,

учитель биологии.

г. Дзержинск 2014

Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие »

Цели:

1.Закрепить и систематизировать знания о млекопитающих.

2. Развить интерес и познавательную деятельность учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать чувство коллективизма.

Тип урока : обобщающий.

Вид урока : урок-игра.

Форма работы: групповая.

Оборудование: презентация, секундомер, карточки-задания.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды. Каждый этап игры оценивается в определенное количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Оценки выставляются следующим образом: за 1место- «5», за 2место- «4», за 3 место- «3», а также дополнительные поощрительные оценки активно работающим детям из каждой команды (это решение принимается учащимися внутри команды). Внутри команды выбирается организатор, контролер, редактор, лидер.

План урока: 1) Организационный момент

Приветствие.

Постановка целей и задач.

Объяснение правил работы с листом самоконтроля.

2) Работа в группах

Игра (элемент физкультминутки)

3) Подведение итогов. Рефлексия.

Организационный момент

Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме « Класс Млекопитающие, или Звери» и он пройдет в форме игры. Цель урока- обобщить и углубить ваши знания о данной группе животных. Я вам предлагаю разделиться на 3 команды. Определите в вашей команде роль организатора, контролера, редактора и лидера.

Ознакомление с правилами работы на уроке

Основной этап (работа в группах)

1 задание . Перед вами карточки с признаками класса Млекопитающие. Там есть некоторые ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1балл.

1 Холоднокровные позвоночные

2 Тело покрыто волосяным покровом

3 Живорождение, вскармливание детенышей молоком

4 Неполное разделение артериальной и венозной крови

5 Простое поведение

6 Наличие диафрагмы

7 Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения

2 задание. Даны систематические категории, их нужно распределить в правильной последовательности и прочитать классификацию. (2 балла)

Подцарство Многоклеточные, Класс Млекопитающие, Род Медведи, Тип Хордовые, Вид Медведь бурый, Царство Животные, Семейство Медвежьи, Отряд Хищные.

(Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, Тип Хордовые, Класс Млекопитающие, Отряд Хищные, Семейство Медвежьи, Род Медведи, Вид Медведь бурый)

3 задание . Определите соответствие животного к своему отряду. (2 балла)

Верблюд Китообразные

Бурундук Зайцеобразные

Пищуха Грызуны

Кашалот Парнокопытные

4 задание. Как называется это животное? Чем отличается оно от других? (3 балла)

5 задание. Загадка с подсказкой « Это редкое животное с длинным и жестким мехом, красивой, оригинальной окраски. Если в морозную погоду дышать на его шкуру, его волосы остаются сухими. У него слава пакостного и вороватого зверька- он частенько грабит запасы охотников и геологов. Внешне похож на лохматого медвежонка. (росомаха) 2балла

А О Х М Р О С А

6 задание. Конкурс капитанов. Вопрос «Что произойдет с китом, если он окажется выброшенным на мель?» (Кит будет раздавлен тяжестью собственного тела). 2 балла

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7 задание . «Найди лишнее» (2 балла)

Кашалот, белуха, нарвал, ремнезуб, сивуч. (Сивуч- семейство ушастые тюлени) Какое еще у него есть название? (морской лев)

8 задание. Зоошутка По рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное. (10 баллов) (Голова- оленя; шея- жирафа;, тело- тигра; ноги- лани; хвост- лошади)

Подведение итогов

Подсчитываются баллы и определяется победитель. Выставляются оценки.

Рефлексия Сегодня урок легкий или трудный

интересный или скучный

полезный или ненужный

Я ученик старательный или ленивый

внимательный или невнимательный

урок усвоил или не усвоил.

Спасибо за урок!