Особенности профильного обучения. Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения учителем биологии Основные положения, выносимые на защиту

Проблемы профильного обучения и подходы к их решению

В настоящее время особенности профильного обучения в значительной степени связаны со спецификой проблем его внедрения и возможных путей их решения, которые предлагаются в теории и на практике.

Что же такое профильное обучение? В основном нормативном документе «Концепция профильного обучения» сказано, что профильное обучение организовано в старших классах общеобразовательных школ предполагает учет интересов, способностей учащихся и способствует их профессиональному самоопределению.

В какой степени эта форма обучения знакома педагогам? Видами профильной дифференциации являются профильные классы и классы, ориентированные на определенный вуз. Кроме того, к ним близки классы с углубленным изучением отдельных предметов. Общее для всех этих форм обучения – ориентация старшеклассников на развитие способностей к самостоятельному поиску знаний и их усвоению, на изучение определенных способов деятельности, характерных для профильных предметов или предметов, изучаемых углубленно.

В период значительных социальных перемен в нашей стране в 90-е гг. ХХ в. широкое распространение получили классы с углубленным изучением отдельных предметов. Порой для их создания было необходимо лишь желание учителя-предметника, администрации школы и заинтересованность учащихся. Создавались биологические, химические и другие классы, в которых практиковалось углубленное изучение только одного учебного предмета.

В дальнейшем в практике работы школ распространились классы с ориентацией на выбранную профессию, профилированные на вуз, хорошо зарекомендовавшие себя как форма к поступлению в него. Интерес к ним объяснялся возможностью подготовки к вступительным экзаменам в институт (университет) в стенах школы и организацией совмещенных выпускных и вступительных экзаменов.

В тот же период начала развиваться такая форма обучения, как профильные классы, в которых учащиеся ориентированы не на учебное заведение, а на конкретную учебную дисциплину. В классе одного профиля могут обучаться школьники, желающие получить в дальнейшем различные профессии в одной области знаний. Например, в классе естественно-научного (биологического) профиля учащиеся ориентируются на профессии медика, биолога, эколога, психолога.

Какие профили предусматриваются существующими нормативными документами? В практике работы школ широкое распространение получили следующие профильные классы: математический (физико-математический), естественно-научный, гуманитарный и др. В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования перечисленны следующие профили: физико-математический, физико-химический, химико-биологический, биолого-географический, социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агротехнологический, художественно-эстетический, оборонноспортивный, индустриально-технологический, универсальный (общеобразовательный). Учебный предмет биология изучается на профильном уровне в классах химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей.

Каким образом происходит выбор профиля школой? В «Концепции профильного обучения» предусматриваются следующие возможности. Школа может сохранить только общеобразовательные (универсальные) классы, т.е. остаться непрофильной, выбрать один профиль в зависимости от материально-технических условий, кадрового педагогического состава, предпочтений учащихся или стать монопрофильной.

Фактически для школ поддерживать более двух профилей чрезвычайно трудно, поэтому большинство школ стоит перед альтернативой создания одного-двух профильных классов.

Основные проблемы связаны с определением самого профиля обучения. Ведь не секрет, что часто желания учащихся настолько разнородны, что набор даже одного класса затруднен. В этом случае можно использовать такие формы обучения, как классы гибкого состава, индивидуальные образовательные траектории учащихся, сетевую организацию.

Классы гибкого состава предполагают обучение как минимум двух групп учащихся по разным направлениям. В таких классах общеобразовательные предметы посещают все ученики, а при изучении профильных дисциплин класс делится на группы. Индивидуальные образовательные траектории позволяют учесть интересы разных групп школьников, и расписание учебных часов на неделю составляется индивидуально для каждого. Сетевая организация в настоящий момент реализована через Интернет-образование.

Как определяется выбор профиля учащимися? Факторы, определяющие выбор профиля, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть как позитивными (советуют родители, учителя, друзья, нравится учебный предмет), так и негативными (не советуют, не нравится). Помочь целенаправленному выбору помогает предпрофильное обучение, экспериментальное внедрение которого уже началось.

Учителю необходимо учитывать не только предпочтения учащихся, но и их индивидуальные особенности. Психологические и педагогические исследования позволили выявить индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля. К этим особенностям относятся интересы и склонности, которые существуют у учащихся к определенным областям знания, специальные способности, позволяющие им успешно осваивать профилирующие предметы.

Исследования В.А. Крутецкого, Н.С. Пурышевой, И.М. Смирновой показали, что для учащихся математических классов в большей степени характерно абстрактно-логическое мышление, интерес к систематизации, выявлению закономерностей, а у «гуманитариев» развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции.

Учащимся естественно-научных классов свойственны восприятие предмета как целого, гибкость мыслительной деятельности, логическое и чувственное восприятие объекта. Это можно выявить, например, при проведении лабораторных работ, если имеется возможность выбора объектов и заданий для практических исследований (практикумы, лабораторные работы, опыты, наблюдения).

Для учащихся гуманитарных классов значение имеет внешне привлекательный интересный вид объекта исследования. Так, в лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» целесообразно предложить учащимся в качестве объекта исследований комнатные растения. Тогда и выбор заданий видоизменяется. Кроме необходимых измерений площади листьев, построения вариационной кривой предполагается вывод о значении модификационной изменчивости.

В математических классах учащиеся, воспринимая суть процесса, легко абстрагируются от объекта исследований. В рассматриваемой лабораторной работе «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» в качестве объекта исследований используются гербарные экземпляры растений. Можно включить такие задания: измерения, самостоятельный выбор учащимися необходимых математических методов, построение вариационного ряда и его графического отображения, а также выявление закономерности, связанной с модификационной изменчивостью.

В естественно-научных классах объект исследований может представлять интерес не только в качестве иллюстрации конкретного явления или закономерности, но и сам по себе. Поэтому рационально давать возможность учащимся самим его подготовить. В описываемой лабораторной работе предполагается самостоятельное составление гербария или подбор семян (фасоли, гороха и др.).

Итак, мы подошли к самой существенной проблеме – содержанию профильного образования. Учебные планы для профильной школы предусматривают несколько групп предметов: базовые, профильные, элективные. Биология на базовом уровне изучается в составе курса естествознания или как отдельный учебный предмет с нагрузкой 1 ч в неделю в 10-м и 11-м классах. В профильных классах на эту дисциплину отводится 3 ч в неделю в течение двух лет обучения. Элективные курсы, изучаемые по выбору учащихся, могут способствовать как углубленному изучению профильного предмета, так и поддержанию базовых общеобразовательных дисциплин. Наибольшее количество вопросов связано именно с базовым уровнем, т.к. предполагается значительная переработка содержания образования.

Практика показывает, что в классах разных профилей необходимо учитывать последовательность изучения основных разделов общей биологии, межпредметные связи с профильными дисциплинами, отбор способов действий с учебным материалом и форм организации учебного процесса.

В классах разных профилей логическая структура курса должна быть различной. Так, у учащихся математических классов развито абстрактное мышление: они легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей. Такие науки, как цитология, генетика, селекция, позволяют опираться на имеющиеся знания, умения и навыки. Кроме того, использование строгого дедуктивного метода изложения, применение методов математического моделирования повышают авторитет науки в глазах учащихся.

В гуманитарных классах изучение общей биологии мы начинаем с темы «Основы эволюционного учения». Это связано с повествовательным изложением учебного материала, опорой на сформированные умения и навыки, часто используемые способы деятельности. Все перечисленное позволяет постепенно подготовить учащихся к усложнению учебного материала.

В классах естественно-научного профиля последовательность тем соответствует уровням организации живой материи (от молекул и органоидов к биоценозу и биосфере). Другими словами, изучение биологии начинается с элементов биоорганической химии и основ цитологии.

Приведем другой пример. При изучении темы «Основы генетики» необходимо активно использовать логические структуры и схемы для классов всех профилей. Объяснение нового материала в форме задач облегчает процесс усвоения в математических и естественно-научных классах, причем такая форма подачи материала возможна для всего материала темы (законы Г.Менделя и Т.Моргана, взаимодействие генов, наследование признаков, сцепленных с полом и др.).

Ученики математических классов часто абстрагируются от текста задач, сосредоточившись на его числовом или буквенном выражении, поэтому необходимо учить их анализировать смысл каждой задачи. Это стимулирует усвоение общих принципов построения любой науки и позволяет провести аналогии между науками из разных областей знания. Кроме того, в этом профиле следует устанавливать межпредметные связи с математикой.

В гуманитарных классах особую значимость имеют межпредметные связи с рядом гуманитарных предметов. В теме «Основы генетики» мы опирались на знания иностранного языка. Это и расшифровка смысла терминов, и подход к решению задач по аналогии с восприятием текста на иностранном языке. Среди других областей знания, имеющих существенное значение для обучения естественно-научным дисциплинам, мы выделяем исторические и, в частности, историконаучные знания. Это способствует повышению интереса учащихся к предмету за счет обращения к неизвестным фактам из изучаемых эпох, создается ситуация для успешной самореализации личности благодаря возможности привлечь глубокие знания из другой области науки.

Способы изучения нового материала и формы организации учебного процесса весьма разнообразны. Многие из них необходимо использовать во всех классах, а некоторые наиболее эффективны в классах определенного профиля. Например, в гуманитарных классах можно рекомендовать составление планов, тезисов, рефератов, сообщений, работу с научной и справочной литературой.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный материал необходимо адаптировать к возможностям учащихся классов разных профилей.


канд. пед. наук,
ст. научн. сотр. ИТиИП РАО.

К вопросу о создании программно-методических материалов естественно-научного профиля для школ Подмосковья

Профильное обучение на старшей ступени общего образования является одним из направлений концепции модернизации образования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.01 г.

Целями профильного обучения являются:

– обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования;
– создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями создания индивидуальных программ;
– максимальная индивидуализация образования, которое должно стать функциональным и эффективным.

Предполагается, что к 10-му классу учащиеся должны выбрать то направление, тот профиль, который станет основой их профессии. Для этого в старших классах основной школы планируется предпрофильная подготовка. Она складывается из курсов по выбору (их содержание расширяет знания по предмету), работы учителей и психологов, способствующей самоопределению ученика основной ступени, и работы администрации школы по обеспечению информации о рынке профессий (дни открытых дверей, беседы с жителями района, выпускниками школы, достигшими определенных результатов в какой-либо сфере труда).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций различных предметов, что должно обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Она включает в себя три взаимодействующих компонента:

– базовые общеобразовательные предметы, которые обязательны для всех учащихся во всех профилях;
– профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня (не менее двух), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения;
– элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

В связи с этим, одной из актуальнейших задач на сегодняшний момент является задача отбора содержания и определения методики обучения и воспитания в профильных классах. Решение этой проблемы возможно путем создания экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения.

Для организации в подмосковных школах экспериментальных площадок естественно-научного профиля в рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» планируется создание учебно-методического обеспечения, разработанного с учетом специфики Московской области.

Для этого необходимо:

– разработать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю;
– конкретизировать базовую программу школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю в связи с различными направлениями (агротехнологическое, биолого-химическое и т.д.);
– разработать программы элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки школьников по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области;
– провести экспериментальную подготовку и апробацию разработанных программ;
– подготовить методические рекомендации и материалы для создания учебно-методических комплектов школьного курса «Биология» по естественно-научному профилю с учетом специфики Московской области.

Создание экспериментальных учебных площадок по различным профилям обучения позволит получить данные, необходимые для отбора содержания и выбора методики обучения и воспитания в профильных классах. Анализ этого материала позволит общеобразовательным школам Московской области перейти в 2006 г. к эффективной работе в условиях профильного обучения.

Реализация идеи профильного обучения может осуществляться различными путями. В настоящее время с учетом реально складывающейся ситуации наиболее эффективно данную идею можно реализовать с помощью введения в учебный процесс элективных курсов. В этом случае учащиеся изучают базовый курс по профилю и выбирают несколько элективных курсов из школьного компонента учебного плана (в общей сложности – не менее 70 учебных часов за 2 года обучения).

Перед учителем профильной школы в настоящий момент неизбежно возникает проблема выбора перечня элективных курсов, которые могут быть предложены учащимся разных профилей.

Сотрудниками кафедры методики преподавания биологии, географии и экологии Московского государственного областного педагогического университета в рамках целевой программы «Развитие образования в Московской области на 2001–2005 гг.» под руководством заведующего кафедрой, доктора педагогических наук, профессора В.В. Пасечника разработаны программно-методические материалы естественно-научного профиля для средних общеобразовательных учреждений Московской области, куда входят программа по биологии для естественно-научного профиля и программы элективных курсов.

Элективные курсы, взятые на вооружение учителями ряда экспериментальных школ, разделяются на две группы с разными функциями. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов (биология, химия, физика) на заданном стандартом профильном уровне. Таков элективный курс «Закономерности биологических процессов», автором которого является доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО профессор Д.И. Трайтак. Этот элективный курс знакомит учащихся старших классов с закономерностями биологических процессов на примере термодинамики (т.е. строится на основе межпредметных связей химии, физики и биологии).

Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся. К ним относятся, например, курсы «Биологические основы растениеводства», «Применение биологических процессов и систем в производстве», «Микроорганизмы в природе и жизнедеятельности человека» и др.

Таким образом, сотрудниками кафедры совместно с учителями ведется активная работа по созданию учебно-методического комплекта материалов для реализации программы по профильному обучению для школ Подмосковья. Созданные и опубликованные учебнометодические материалы успешно апробируются в школах Московской области.

Т.М. ЕФИМОВА,
канд. пед. наук,
доц. каф. методики преподавания биологии, географии и экологии МГОПУ

Об использовании учебников для профильных классов

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность. В определенной степени это решается через переход школы к профильности.

– изучаемый предмет должен быть необходим для последующего образования и востребован в дальнейшей социальной или профессиональной деятельности;
– изменение методов преподавания;
– технологии обучения в старшем звене должны быть направлены на выработку практических навыков анализа, самообучения;
– выбор образовательных программ;
– в старших классах необходимо переходить на разные формы самостоятельной деятельности: реферирование, проектирование, исследование, экспериментирование;
– переход от вариативности для учителя к вариативности для ученика.

Все это позволит развивать личность выпускника, ее социальную и творческую активность.

Каким же образом можно достичь поставленных целей? Прежде всего, это вариативность образования, усиление личностной направленности, т.е., в итоге, это профилизация на старшей ступени школы.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения.

В связи с этим те требования, которые учитель должен прежде всего предъявлять к УМК при его выборе, – это (по И.Я. Лернеру):

– система знаний о природе;
– опыт эмоционально-ценностного отношения к миру;
– опыт осуществления творческой деятельности;
– опыт осуществления способов деятельности.

Всем этим требованиям или хотя бы основным из них должен отвечать УМК для старшей ступени школы.

В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности.

Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие.

В курсе можно выделить несколько уровней алгоритмизации, связанных с новой концептуальной основой: от общего к частному.

В 10-м классе изучаются уровни: биосферный, биогеоценотический, популяционно-видовой. В 11-м классе: организменный, клеточный, молекулярный. Красной нитью через весь курс проходит принцип экологизации.

Одним из параметров активизации познавательной деятельности и ее проектирования является алгоритмизация, логика изложения. Весь материал темы представлен взаимосвязанными блоками: образовательные ориентиры, параграфы, семинарское занятие, подведение итогов. Кроме того, имеются следующие рубрики: «Проверь себя», «Подумай», «Обсудите проблему», «Выскажи свое мнение», «Исключи лишнее», «Докажите верность или ошибочность утверждения», «Определи термин», «Основные понятия». Все это позволяет четко планировать деятельность учащихся внутри темы.

Хотелось бы обратить внимание на такой блок, как «Подведем итоги», который имеется во всех учебниках под ред. И.Н. Пономаревой. Он помогает учащимся не только проверить свои знания по теме, но и, что особенно важно в классах гуманитарного направления, научиться высказывать свое мнение, доказывать верность или ошибочность утверждения и т.п. Эта методическая часть делает учебники уникальными.

Особое место в курсе общей биологии занимают семинары, которые авторы программы предлагают проводить в гуманитарных классах при завершении изучения материала каждой главы. Тематика их разнообразна, но тесно связана со спецификой класса. Как показала практика, эти семинары можно проводить во всех классах, т.к. они помогают учителю решать основные задачи, определенные ранее.

У нас выработался определенный алгоритм подготовки семинаров, включающий следующие этапы:

– создание творческой группы по подготовке семинара;
– подбор проблем и вопросов для обсуждения;
– формирование микрогрупп для проработки материала;
– изучение проблемы;
– консультирование у преподавателей;
– подбор материала для вынесения на семинар;
– оформление материала на бумажных и электронных носителях;
– подготовка выступления, презентации.

Как видно, в группе каждый ученик может найти посильное для него задание. При этом разные виды деятельности позволяют ученикам попробовать себя в разных сферах, приобрести навыки, определиться в необходимости совершенствования каких-либо умений.

Заседание актива помогает окончательно определить структуру семинара, вопросы для обсуждения. Составляется общая презентация. Важно отметить, что каждый семинар должен определять для ребенка его личностную значимость, поэтому необходимо, чтобы итогом было какое-либо действие. Например, организовать для малышей конкурс загадок (после семинара «Образ природы в народном творчестве»), написать письмо будущим поколениям с предостережением об экологической опасности и.т.п.

Проведение самого семинара занимает один урок, поэтому необходимо продумать все до мелочей, чтобы успеть сделать все, что запланировано.

Подведение итогов семинара проводится с целью анализа проделанной работы, и, как показывает практика, ребята достаточно критично оценивают себя.

Таким образом, УМК под ред. Пономаревой И.Н. для 10–11-х классов, является одним из путей решения многих задач, стоящих перед педагогом профильной школы. Умелое использование его поможет старшеклассникам овладеть многими учебными навыками, которые пригодятся им в жизни.

О.В. ГОРЬКОВЫХ,
методист по биологии
городского методического центра,
г. Рязань

К вопросу о профильном образовании в старшей школе

Профильное образование становится все более действенным методом подготовки учеников старшей школы к достижению определенной цели – поступлению в высшее учебное заведение. Существующий значительный разрыв между требованиями высшей школы к абитуриенту и возможностями общеобразовательной школы в вопросе реализации образовательного стандарта в полной мере ликвидировать до сих пор не удается. Профильная школа представляется наиболее целостной образовательной структурой, способной решить эту проблему.

В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы организации профильного обучения. Прежде всего следует отметить следующие трудности:

– диагностика профессиональной ориентации школьников;
– организация целостного образовательного процесса, соответствующего параметрам базисного учебного плана и решающего конкретные задачи профилизации;
– обеспечение более тесного взаимодействия педагогических коллективов школ и преподавательского состава вузов;
– проведение регионального мониторинга специальностей;
– повышение качества образовательного процесса.

Опыт подхода к решению ряда проблем уже имеется. Технологии и методики применяются различные – это и составление индивидуальных психолого-педагогических карт учащихся в течение всего периода обучения, и создание классов гибкого состава, и участие в ярмарках вакансий, и проведение совместных научно-практических конференций и семинаров учителей и преподавателей вузов. Полученные положительные результаты свидетельствуют об эффективности и перспективности создания профильных классов уже сейчас, и в ближайшем будущем можно ожидать широкого распространения профильных школ.

Д.В. КОББА,
канд. ист. наук,
руководитель НОУ
«Школа классического образования Луч»

  • Голубева Елена Александровна , студент
  • Вологодский государственный университет
  • КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профильное обучения в старших классах средней общеобразовательной школы являются одним из направлений модернизации системы образования. В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности эффективной организации профильного обучения биологии.

  • Использование облачных сервисов в работе школьного учителя
  • Развитие учебной деятельности на уроках биологии средствами информационных технологий
  • Горизонтальное и вертикальное развитие учебной деятельности средствами информационных технологий
  • Проблемно-поисковая деятельность учащихся на уроке биологии
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении

Модернизация системы образования в России имеет несколько направлений, одно из которых организация системы профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Сегодня особенности профилизации в школе связаны со всевозможными путями ее реализации.

В ключевом нормативном документе по данному вопросу «Концепция профильного обучения» отмечено, что профильное обучение предполагает учитывать самоопределение и способности учащихся.

Одним из главных понятий профильного уровня является компетентность – это способность к решению профессиональных и прикладных вопросов, благодаря компетенциям – знаниям, умениям, опыту.

В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Вологды профильная подготовка идет с VIII класса, это стало возможным за счет часов учебного компонента общеобразовательного учреждения. В учебном плане профильных классов дисциплины разделены на предметы базового и профильного уровней. При изучении предметов, отвечающих базовому стандарту учебного предмета, формируются представления о профобразовании и профессиональной области, понимание связи дисциплины с будущей профессией. Профильный уровень подготавливает к профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести практический опыт деятельности.

Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека.

Смысл профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде.

Структура и содержание курса биологии отвечает закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также показывает систему понятий биологии, ее место в культуре. Обучающиеся могут выбрать направление биологического образования - базовое или профильное. Для базового уровня характерно применение объяснительно-иллюстративных методов. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность . Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания.

В естественнонаучном цикле предметов уроки биологии занимают важное место. Часть общеобразовательных задач профилизации старшей ступени могут быть решены, если с первых уроков биологии заниматься в системе подготовкой обучающихся к проведению наблюдений в природе, знакомить школьников с многообразием растительного и животного мира, учить познанию своего организма. В структуру урока необходимо вводить задания различного типа: решение тестовых заданий и расчетных задач, выполнение лабораторных и практических работ, составление сводных таблиц, работы с текстом и рисунками, а также решение задач прикладного характера. Умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сопоставлять, анализировать биологические объекты и явления развиваются при использовании системно-деятельностного подхода в обучении биологии. В результате обучения у школьников формируются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, общекультурные, коммуникативные; развивается системное мышление, восприятие фундаментальных теорий и закономерностей биологии.

Особенностью методической работы учителя в профильных классах являются: освоение содержания новых учебно-методических комплексов, методов реализации компетентностного подхода. Нельзя не отметить, что применение современных педагогических и информационных технологий развивают познавательную активность и познавательную самостоятельность обучающихся. При этом уместно использовать комплексный подход в применении методов профильного обучения: дифференцированное обучение, учет индивидуальных особенностей обучающихся, модульное обучение, проектный метод. Применяются современные технологии обучения в профильных классах: обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах, использование информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода обучения .

На уроках биологии процесс обучения необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся - над монологом педагога. Одним из современных подходов к обучению является деятельностный подход, который ориентирован на усвоение знаний и способность использовать их на практике.

Целесообразное использование ресурсов всех компонентов базисного учебного плана школы создает оптимальную возможность для достижения целей модернизации биологического образования.

В результате на основе профильного обучения сформировалась определенная технология по организации учебного процесса: 1) предпрофильная подготовка учащихся; 2) комплекс профориентационных услуг; 3) анкетирование учащихся; 4) анализ результатов опроса обучающихся; 5) диалог с родителями обучающихся; 6) составление перечня спецкурсов и утверждение их на методическом совете; 7) создание системы средств контроля за качеством обучения школьников; 8) учебные предпрофильные курсы, с целью повышения качества набора обучающихся в профильные классы; 9) уточнение учебного плана школы; 10) составление плана отчетности и ведения документации в классах профильного обучения; 11) контроль за качеством обученности; 12) оценка качества знаний учащихся по предметам базового и профильного уровня; 13) привлечение обучающихся для участия в творческой деятельности и исследовательских проектах; 14) участие в олимпиадном движении школьного, муниципального и регионального уровней .

Такая организация профильного обучения делает возможным учителю обстоятельно подготовить обучающегося к продолжению образования. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения области и страны. Таким образом, согласно «Концепции профильного обучения» обучающимся старших классов предоставляется право самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Эффективность, функциональность и индивидуальность образования в школе - это основная идея обновления старшей ступени общего образования. Обучение в профильной школе помогает школьникам реализовать свои индивидуальные склонности к образованию.

Список литературы

  1. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010. C.177
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю., Павлова Т.А. Профильная смена «Интернешка» // О.Б. Голубев. - Народное образование. 2014. № 2. С. 195-199.
  3. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: дисс…. канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Вологда, 2010. C.23
  4. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике / О.Б. Голубев. - Вологда, 2011. C.123

Введение

Глава I. История становления и развития проблемы профильной дифференциации в педагогике, психологии и методике обучения биологии.10

1.1. Исторические аспекты становления профильного обучения в российской школе 10

1.2. Проблема профильного обучения в практике биологического образования в России 26

1.3. Особенности организации профильного обучения в практике зарубежного образования 42

1.4. Психолого-педагогические основы профильного обучения 56

Выводы по главе 1 72

Глава II. Теоретические и методические основы профильного обучения биологии в общеобразовательной школе 75

2.1. Принципы профильного обучения биологии 75

2.2. Модель методики профильного обучения биологии в 10, 11 классах естественнонаучного профиля 97

Выводы по II главе 113

Глава III. Экспериментальное исследование методики профильного обучения биологии в 10,11 классах общеобразовательной школы естественнонаучного профиля 116

3.1. Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического образования 116

3.2. Методика обучения биологии в 10, 11 классах естественнонаучного профиля в условиях педагогического эксперимента 126

3.3. Результаты экспериментального исследования методики профильного обучения биологии в старших классах естественнонаучного профиля 141

Выводы по III главе 158

Заключение 160

Библиографический список 163

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность исследования. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение и ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда» , а также «отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» . Переход российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.

Достижению новых целей образования в полной мере может содействовать профильное обучение, которое является средством дифференциации и индивидуализации обучения и позволяет создавать-условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Дидактами, методистами, психологами были рассмотрены проблемы индивидуализации и дифференциации, определения целей, содействующих дифференциации, а также вопросы формирования содержания профильного обучения, выбора критериев отбора учащихся в профильные классы, выбора профилей и др. (Г.Д. Глейзер , И.Д. Зверев , Л.Я. Зорина , Г.С. Калино-

4 ва , Б.Д. Комиссаров , В.В. Краевский , И.Я. Лернер , В.Н. Максимова , А.В. Марина , А.Н. Мягкова , И.М. Осмоловская , Е.С. Рабунский , Л.Н. Рожина , И.Е. Унт , Н.М. Шахмаев и др.).

Однако процесс профильного обучения в общеобразовательной школе до сих пор организуется в некоторой степени интуитивно, без должного теоретического и методического обоснования. В прошлом профилирование и углубление приводило к учебной перегрузке учащихся, одностороннему развитию способностей учащихся, снижению познавательного интереса к непрофильным предметам.

На сегодняшний день возникло противоречие между необходимостью изменения структуры и содержания биологического образования в изменяющихся социально-экономических, научно-технических и экологических условиях, с одной стороны, и недостаточной теоретической и методической разработанностью профильного обучения биологии в старших классах, с другой.

Проблема нашего исследования заключается в поиске эффективных способов повышения качества профильного обучения биологии в старшей школе.

Цель исследования состоит в разработке эффективной методики профильного обучения биологии на старшей ступени общеобразовательной школы.

Объект исследования - профильное обучение биологии на старшей ступени средней школы.

Предмет исследования - методика профильного обучения биологии старшеклассников в классах естественнонаучного профиля.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что профильное обучение биологии учащихся в классах естественнонаучного профиля будет эффективным, если будут:

определены цели профильного обучения биологии, направленные на усиление его индивидуализации и профильности;

выявлены принципы профильного обучения;

в соответствии с целями и принципами определены структура и содержание профильного обучения биологии;

определены формы, методы и средства, содействующие индивидуализации и профильности обучения.

Задачи исследования:

    Выяснить исторические аспекты становления профильного обучения в общеобразовательной школе.

    Выявить основные сущностные характеристики профильного обучения биологии в современной отечественной и зарубежной общеобразовательной школе.

    Сконструировать модель методики профильного обучения биологии.

    Сформулировать и обосновать цели профильного обучения биологии.

    Сформулировать принципы формирования содержания профильного курса биологии и принципы организации процесса профильного обучения биологии в классах естественнонаучного профиля.

    Определить структуру и произвести отбор содержания профильного курса биологии.

    Отобрать оптимальные формы, методы и средства профильного обучения биологии.

    Экспериментально проверить эффективность разработанной методики профильного обучения биологии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение; моделирование;

экспериментальные: прямое и косвенное педагогическое наблюдение, письменный опрос учителей и учащихся, беседа, педагогический эксперимент;

Статистические методы математического анализа данных эксперимента.
Методолого-теоретической основой исследования служат методология

и теория познания; теории деятельности; теории развития личности (Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); методология сие-

темного подхода (И.В. Блауберг, Б.В. Всесвятский, В.Н. Садовский, Г.П. Щед-ровицкий, Э.Г. Юдин), интегративный подход (А.П. Беляева, М.Н. Берулава, В.П. Соломин, Г.П. Щедровицкий); личностно-ориентированный, деятельност-ный (И.С. Батракова, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, С.Л. Рубинштейн, А.П. Тря-пицына, И.С. Якиманская и др.), проблемный (A.M. Матюшкин, М.И. Махму-тов и др.), дифференцированный (И.Э. Унт, И.М. Осмоловская и др.) подходы; идеи гуманизации, экологизации естественнонаучного биологического образования (Н.М. Александрова, И.Ю. Алексашина, С.В.Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.М. Верзилин, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.М. Корсунская, Н.Е. Кузнецова, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, В.П. Соломин, И.Т. Суравегина, В.Д. Сухорукое, Д.П. Финаров и др.).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002-2003 гг.) был проведен анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, уточнено и конкретизировано понятие «профильное обучение» в контексте биологического образования, выявлено состояние исследуемой проблемы в истории, теории и практике школьного биологического образования, определены направления исследования проблемы профильного обучения биологии, разработана методика констатирующего этапа эксперимента, проведен констатирующий эксперимент и обобщены его результаты.

На втором этапе (2003-2005 гг.) определены принципы формирования содержания профильного курса биологии и принципы организации процесса профильного обучения биологии, построена теоретическая модель методики профильного обучения биологии для классов естественнонаучного профиля, разработана методика профильного обучения общей биологии: произведен отбор содержания профильного курса, определены формы, методы и средства, способствующие профилизации и индивидуализации обучения биологии. Организовано проведение формирующего этапа эксперимента.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) завершен эксперимент, осуществлены анализ и интерпретация результатов исследования; завершено оформление текста диссертации.

Экспериментальная база исследования: общеобразовательные школы №№ 369, 374, 375 Санкт-Петербурга.

Научная новизна исследования заключается в уточнении, конкретизации и определении понятий «профильное обучение биологии», «элективный курс по биологии», классификации элективных курсов (специального и неспециального назначения); создании теоретической модели методики профильного обучения биологии; разработке эффективной методики обучения общей биологии в классах естественнонаучного профиля, включающей в себя личностно-ориентированные цели обучения; содержание, содействующее развитию и профессиональной ориентации личности ученика; формы, методы и средства, способствующие индивидуализации и профилизации обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании принципов формирования содержания профильного курса биологии (гуманизации, интеграции, культуросообразности, научно-исторический, профильной дифференциации, фундаментальности научного биологического знания, единства и взаимообусловленности профессиональной направленности и политехнизма); принципов организации процесса профильного обучения биологии (индивидуализации, интенсификации, проблемного обучения, диалогового обучения, единства коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, самостоятельности, удовлетворения познавательных потребностей и мотивов учащихся). Предложены специфические принципы профильного обучения: единства учебной и исследовательской познавательной деятельности, творческой активности обучаемых. Сконструирована модель методики профильного обучения биологии.

Практическая значимость исследования состоит в разработке эффективной методики обучения биологии учащихся в классах естественнонаучного профиля, в выявлении эффективных форм организации профильного обучения

8 (виды уроков: проблемные лекции, лекции с элементами эвристической беседы, семинары (диспуты, «круглые столы»), практикумы, комбинированные уроки, учебные игры), домашние творческие работы с включением элементов исследовательской работы, внеклассная работа (самостоятельная работа по изучению научной литературы, научные тематические вечера, научные конференции, научное ученическое общество по биологии), экскурсии в природу, музеи. Определены формы организации контроля знаний и умений (зачеты, защита рефератов, презентации результатов практических работ, биологических опытов и эксперимента, портфолио индивидуальных достижений ученика) и методы, влияющие на повышение самостоятельной активности ученика: информационные, исследовательские.

Рекомендации по использованию научных результатов. Методику профильного обучения биологии можно применять в массовой практике работы учителей биологии и других учителей-предметников естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования, при подготовке учителей биологии в педагогических вузах, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена целостностью работы, учитывающей современные тенденции развития образования и базирующейся на методологии системного, интегративного; лично-стно - ориентированного, деятельностного подходов; адекватностью используемых методов целям и задачам исследования, качественным и количественным анализом фактического материала, внедрением современных педагогических и методических идей в учебно-воспитательный процесс, данными статистической обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе по биологии в школах г. Санкт - Петербурга. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и круглых столах для учите-

Основные положения, выносимые на защиту:

    Принципы профильного обучения биологии.

    Модель методики профильного обучения биологии в классах естественнонаучного профиля, включающая целевой, процессуальный, содержательный, результативный компоненты, базирующаяся на идеях гуманизации, индивидуализации обучения и идеях профильного обучения.

    Методика обучения биологии в классах естественнонаучного профиля, включающая в себя индивидуально ориентированные цели; содержание с усилением теоретических аспектов и увеличением его деятельностного и творческого компонентов; формы, методы и средства, содействующие индивидуализации и профильности обучения.

    Позитивные результаты исследования, полученные в ходе внедрения разработанной методики, заключающиеся в повышении качества усвоения биологических знаний и знаний о профессиях в области биологии; в овладении учащимися методологическими, интеллектуальными, практическими умениями и развитии интереса к изучению биологии и биологическим специальностям.

Исторические аспекты становления профильного обучения в российской школе

Освещение исторического аспекта появления профильного обучения в российской школе целесообразно начать с характеристики противоречия, сложившегося между классическим и реальным образованием, и имеющего непосредственное отношение к теме данного исследования.

Классическое образование - наследие античной культуры, представляющей собой единство науки, искусства и ремесла. При этом содержание обучения отражало элементы дисциплинарной структуры знаний.

В XVIII веке в противовес классическому возникло реальное образование, которое было обогащено идеями практического переустройства жизни.

Первые попытки совместить классическое образование и образование реальное были осуществлены в начале XIX века и оказались неудачными: разрыв между теоретическим и практическим, гуманитарным и естественнонаучным был очевиден.

Во второй половине XIX века было найдено решение - совместить общеобразовательный минимум, в частности по естествознанию, с дифференциацией по классическому и реальному направлениям.

В XX веке конфликт между классическим и реальным образованием перерос в конфликт между академическим и утилитарным образованием. Академизм широко распространился в учебных заведениях, осуществляющих подготовку своих воспитанников к поступлению в университет, и характеризовался преобладанием теоретического знания над практическим, обобщенностью и условностью, отрывом от запросов повседневной жизни. При этом школьные курсы академического характера являлись минимальными копиями соответствующих предметов в университетах.

Мы согласны с мнением Б.Д. Комисарова , который считал, что утилитаризм ставил в центр внимания тех учащихся, которые не могли или не имели намерения продолжать образование в университете. Им предлагался набор сведений прикладного, практического характера. Утилитаристы считали, что тем, кто не ориентирован на продолжение образования в университете, нецелесообразно изучать жизненные циклы простейших, водорослей, мхов и папоротников, запоминать обширный набор терминов по систематике растений и животных. Эти школьники нуждаются в первую очередь в знании актуальных проблем личностной и общественной жизни (питание, болезни, поведение, расоведение и др.).

Начиная с конца XVII - начала XVIII века, в российской школе все более рельефно стал проявляться конфликт между академизмом и реализмом (утилитаризмом). Первые попытки профилирования обучения были осуществлены при царе Алексее Михайловиче Силионом Полоухом в Спасской школе, имевшей целью подготовку грамотных людей для гражданских дел и для государственного управления.

Более ярко тенденция профилирования обучения начинает проявляться в эпоху петровских преобразований. В первой четверти XVIII века в истории России центральное место заняли петровские преобразования. Если в XVII веке школа не была связана с решением задач практического характера, то в XVIII образование становится делом государственным и с «уклоном в прикладные уклоны», ибо государство хотело иметь знающих корабельных мастеров, хороших офицеров и моряков, инженеров.

В.В. Григорьев , занимавшийся изучением истории русской школы, отмечал, что с начала XVIII века Петр I приступил к реформам в области образования, обратив особое внимание на создание светских школ по подготовке необходимых стране специалистов. В 1701 году по указу царя в Москве в палатах Сухаревой башни была открыта школа математических и навигационных наук, где начинают обучать «добровольно хотящих паче же с принуждением набираемых» молодых людей «математическим и навигационным, т.е. мореходным, хитростным искусствам» . В ней специальное образование сочеталось с общим. В школе проходили арифметику, тригонометрию плоскую и сферическую, навигацию, морскую астрономию, и преподавали краткие сведения из области географии, по преимуществу математической: «юношество обучалось наукам, исключительно относящимся до мореплавания, как-то: арифметике, геометрии, тригонометрии с их практическими приложениями к географии и мореплаванию, навигации, с частью астрономии, а также и рапир-ной науке (фехтованию)» .

После учреждения навигационной школы возникает целый ряд технических училищ. Так, в 1712 году в Москве учреждается инженерная школа. В том же году открывается артиллерийская школа.

title2 Принципы профильного обучения биологии

В ходе определения теоретических основ профильного обучения биологии в естественнонаучном профиле была уточнена сущность понятий «профильное обучение», «профильное обучение биологии».

Переход к профильному обучению преследует обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программы полного общего образования; создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

Базисный учебный план для старшей ступени общеобразовательной школы предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные курсы являются обязательными для изучения всеми учащимися во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей) и естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

Элективные курсы - курсы по выбору, обязательные для посещения учащимися, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Согласно Приложению № 1 к письму Министерства Образования РФ от 9.07.2003 № 13-51-144/13, элективные курсы способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека .

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют определенные функции:

1. Функция «надстройки» профильного курса. При этом профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа или класс, в котором он изучается, превращаются в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов).

2. Функция обогащения содержания одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

В распоряжении Комитета по образованию г. Санкт - Петербурга «О формировании учебных планов образовательных учреждений г. Санкт - Петербурга» представлены основные подходы к отбору элективных курсов для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения . Применительно к X - XI классам выделяется пять видов элективных курсов: дополняющие содержание профильного курса; реализующие межпредметные связи через изучение смежных предметов; развивающие содержание одного из базовых курсов; ориентирующие на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда; нацеливающие на удовлетворение познавательных интересов учащихся, выходящих за рамки учебного плана.

Элективные курсы должны дополнять содержание профильного курса (например, расширять или углублять профильный курс биологии), развивать содержание одного из базовых курсов, удовлетворять познавательные интересы школьников, вооружать знаниями, необходимыми для профессиональной ориентации в прикладных областях науки (в частности, в прикладных областях биологии). Вместе с тем, элективные курсы не должны быть узко специализированными или носить популяризаторский характер. В противном случае они не будут соответствовать по своему содержанию целевым установкам на формирование у учащихся социальных и интеллектуальных умений универсального характера. Однако помимо элективных курсов в некоторых источниках упоминаются также учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, спецпрактикумы, модули по выбору, спецкурсы или курсы углубленного изучения. Некоторые авторы, такие как Д.С. Ермаков, Т.И. Рыбкина , в учебный план профильного обучения помимо элективных курсов, обязательных для изучения учебных предметов по выбору, включают еще и учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность.

Состояние проблемы реализации профильного обучения биологии в практике современного школьного биологического образования

Для выявления эффективности разработанной методики была проведена экспериментальная проверка. Мы придерживаемся мнения В.И. Загвязинского, согласно которому «необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать» . Перед тем, как запустить формирующий эксперимент, необходимо изучить вопрос о том, насколько полным является представление учителей общеобразовательных школ о профильном обучении биологии. С этой целью проводится констатирующий этап эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента в 2002 году по проблемам профильного обучения биологии в школе было опрошено шестьдесят учителей биологии различных школ города Санкт-Петербурга. Цель опроса состояла в выяснении понимания учителями сущности процесса профильного обучения в сравнении с углубленным изучением биологии. В ходе опроса учителям было предложено ответить на несколько вопросов:

В чем заключается сущность профильного обучения биологии? Полученные результаты показали, что 6% опрошенных считают, что профильное обучение - это «более подробное, углубленное изучение биологии с акцентом на какой-нибудь один или несколько разделов (цитология, генетика, зоология беспозвоночных и др.); рассмотрение вопросов, связанных с определенными областями науки, имеющие практическое направление в определенных видах деятельности».

Вместе с этим 10% опрошенных убеждены, что профильное обучение-это «более глубокое изучение предмета с усилением практической (исследования) направленности, которая даст возможность «почувствовать» будущую специальность, получить элементарные профессиональные навыки».

Профильное обучение как копию углубленного изучения биологии представляют 20% учителей.

Большая часть из опрошенных, 42%, думают, что профильное обучение -это «подготовка к поступлению в вуз, к выбору будущей профессии, помогающая убедиться в правильности выбора».

Немногие (лишь 3% опрошенных) считают, что профильное обучение -«изучение комплекса предметов, направленное на освоение определенной образовательной области». Не смогли дать ответа - на данный вопрос - 19% опрошенных.

Итак, по мнению петербургских учителей, профильное обучение отождествляется с углубленным изучением одного или комплекса предметов, в процессе которого рассматриваются вопросы, связанные с определенной областью науки и имеющие практическое значение, дающие возможность познакомиться с будущей специальностью и подготовиться к поступлению в вуз (рис. 2).

Второй вопрос был направлен на конкретизацию понимания учителями различий между профильным и углубленным обучением биологии: существуют ли отличия между углубленным и профильным обучением? Если да, то какие?

Большинство (80%) отметили отличия в следующих чертах профильного и углубленного изучения.

Углубленное изучение предметов предполагает более подробное изучение всех разделов биологии и подготовку к поступлению в вуз; проведение занятий на базе вузов. Оно также предполагает детальное рассмотрение широкого спектра рассматриваемых вопросов, изучение расширенной по тематике учебной программы, формирование у учащихся углубленных знаний.

Профильное обучение, по мнению учителей, заключается в подробном изучении биологии или нескольких естественнонаучных дисциплин, подготавливающих учащихся к выбору профессии. Оно должно обеспечивать знакомство с профессиями, связанными с биологией и включать углубленное изучение отдельных курсов - ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека в зависимости от интересов учащихся к будущей профессии. Приоритет в выборе содержания определяется профилем (одни темы изучаются углубленно, а другие в ознакомительном плане).

По результатам ответов на данный вопрос можно сделать выводы о том, что у учителей отсутствует четкое представление об углубленном и профильном обучении. Они считают, что углубленное изучение предмета - это «более серьезное изучение науки, более подробное изучение по всем биологическим дисциплинам без выделения какого-то конкретного направления, осуществляемого на базе вузов».

Профильное же обучение является «более широким понятием, чем углубленное изучение, которое направлено на более подробное изучение разделов биологии, ориентирующих учащихся в выборе профессии, знакомство с профессиями, которые требуют знания биологии».

Страница предназначена учителям биологии.

Методика преподавания лекционно-семинарско-зачетных занятий в старшем звене обучения с применением мультимедиа-технологий

Выступление на августовском совещании, секция учителей биологии и химии, 2008г.

Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А.Сухомлинский.


Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать то-то, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию для того-то, сравнивать те или иные объекты и т.д.).


Если в классах гуманитарного, физико-математического направлений при обучении базовому уровню биологии могут использоваться традиционные формы, методы и приемы, то методика обучения общей биологии в естественнонаучном профиле должна быть насыщена приемами, способствующими развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности. Перспективными являются коммуникативные методы, исследовательские методы, разнообразные виды самостоятельных работ и другие. Качественное усвоение общебиологических знаний, развитие биологических компетенций в русле естественнонаучного профиля успешно осуществляется при условии включения учащихся в проектную деятельность самых разных видов: исследовательскую, творческую, информационную, практико-ориентированную. Профильное обучение призвано стать более практико-ориентированным, тем более по биологии – предмету, который всегда отличался практической направленностью.


Профильное обучение все больше приближается к системе вузовского образования. Это прослеживается и в формах, и в технологиях. Целесообразно обучение биологии в профильных классах вести по лекционно-семинарской системе. Используются также технологии: проектной деятельности, информационные, компьютерные, критического мышления, групповые, игровые и др. Приобретают доминирующее значение такие методы, как самостоятельное изучение различных источников информации, в том числе с использованием компьютерной техники; обзорные и установочные лекции; лабораторно-исследовательские практикумы; семинары, дискуссии, творческие встречи; проведение творческих конкурсов, публичной защиты проектов и т.д.


Одним из принципиаль¬ных моментов в профильной школе является самостоятельная работа учащихся. Объем, виды, содержание данной работы становятся много¬образнее и шире, обеспечивает достижение этих целей. В старших классах средней школы происходит переход к новому уровню изучения биологии, основанному преимущественно на организации активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся с учетом интересов и мотивов приобщения школьников к изучению биологии. Опираясь на главные целевые ориентиры образовательного стандарта, процесс обучения биологии перестраивается таким образом, чтобы на занятиях мышление главенствовало над памятью, самостоятельная деятельность под руководством учителя над монологом педагога.


Современным подходом к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентированную не сколько на усвоение знаний, сколько на способность использовать его на практике. Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.


Творческие и другие работы учащихся являются продуктом их деятельности по работе с информацией. Ежегодно формируется электронный сборник творческих работ учащихся, куда помещаются самые лучшие работы. Отбор по заранее определенным критериям проводит группа учащихся – «аналитиков», размещение, структурирование и дизайнерское оформление сборника – «компьютерщики». Безусловно, это поддерживает интерес к предмету, формирует навыки самообразования, а также дает возможность уйти от репродуктивных методов обучения к продуктивным в буквальном смысле слова. Постепенно формируется электронная энциклопедия, электронная библиотека рисунков.


Для того чтобы качественно написать реферат, провести исследование, осуществить проект, необходимо, чтобы школьники хорошо представляли себе, что за работа им предстоит. Для этого проводится семинар-реферат, семинар-исследование, семинар-проект. В этом случае план семинара составляется на одном из предшествующих уроков как план, например, реферата. Особая роль при этом отводится ученикам, освоившим данные виды работ в НОУ. Они играют роль генераторов идей, консультантов и координаторов. Вопросы распределяются заранее, перед учениками ставятся задачи – подготовить свою часть работы и логические связки. На самом уроке (или двух спаренных) выстраивается логика работы, повторяются основные вопросы темы, расширяются знания по данной теме. Домашнее задание – подготовка защиты работы, на следующем уроке – конкурс защит.


Конечно же, использование в лекционно-семинарско-зачетной системе информационно-компьютерных технологий целесообразно. Ведь по данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 услышанного и увиденного одновременно, 3/4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.


В процессе обучения в школе с помощью информационно-компьютерных технологий ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты, использовать электронные таблицы. Он узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании информационно-компьютерных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося.


Во время объяснения нового материала учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видео-ряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.

Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям включает 3 этапа.
1. Освоение элементарных пользовательских умений.
2. Изучение программных возможностей мультимедиа продуктов, обучающих компьютерных программ.
3.Овладение технологией создания обучающих продуктов.

Организация учебного процесса (подготовка к уроку) имеет определенный алгоритм.
♦ Продумать структуру урока.
♦ Отобрать наиболее эффективные средства ИКТ.
♦ Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении их с традиционными средствами.
♦ Составить временную развёртку урока (поминутный план).

Самые различные виды работы можно выполнять с помощью компьютера:
♦ Работа с текстами
♦ Работа со статическим изображением
♦ Работа с видеоинформацией
♦ Получение информации из Интернета
♦ Работа с мультимедиапродуктами
♦ Создание мультимедиапродуктов
♦ Представление информации

Итак, компьютер - это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. Компьютер для ученика - средство для творческого поиска, самовыражения и самореализации.

Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процессе обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения – формированию положительного отношения к изучаемому материалу, интереса к нему, и, как следствие, повышение качества образования.

Считаю, что без знания компьютера, без умения применять информационно-компьютерные, информационно-коммуникационные технологии учителя биологии, как и любого другого учителя-предметника, нельзя назвать в полной мере современным учителем.

Вспомним слова А.А.Ухтомского: «Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности». И хотим мы или не хотим, но информационно-коммуникационные технологии - это наша сегодняшняя реальность, и мы обязаны научиться применять их на своих уроках, ведь от этого зависит будущее наших учеников.

Профильное обучение биологии

Из выступления на районном мастер-классе, 2008г.

Вопросы, касающиеся профильного обучения биологии, стали появляться в методической литературе с самого начала эксперимента. Журналы «Биология в школе», «Народное образование», газета «Биология», сайты ИПКиППРО ОГПУ, РЦРО, ОГУ, газеты «Первое сентября», фестиваля «Открытый урок» и т.д. – вот неполный перечень источников информации о профильном обучении. Однако почти вся эта информация посвящена профильному обучению биологии вообще, без учета разнообразия моделей профилизации, специфики школ.
При введении профильного обучения в 10-11 классах общеобразовательной школы, исходя из целей профильного биологического образования, можно выделить следующие направления работы учителя:
- организация профильного обучения;
- содержание базового, профильного, элективных курсов;
- технологии, формы и методы работы;
- оценка знаний и достижений учащихся;
- внеурочная предметная деятельность и профильные практики;
- педагогическое сопровождение учащихся.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школой для выбора, входят дополнительные двухчасовые и одночасовые профильные курсы, краткосрочные элективные курсы (17ч, 9ч.). Каждый ученик выбирает из предложенных предметов предметы, необходимые ему для дальнейшего профессионального самоопределения для изучения на профильном уровне (в количестве 4-5 часов). Это могут быть наборы профильных курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой курсы; 1 двухчасовой и 3 одночасовых курсов. Каждый ученик выбирает для обязательного посещения не менее двух элективных курсов: по одному (17ч.) в каждом полугодии. Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, их профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.
Учащийся вправе сделать набор курсов как одного профильного направления, так и разных. Наряду с профильными ведутся универсальные (базовые) курсы, по которым учащиеся обучаются в рамках традиционных программ и классных коллективов.
Данная модель предполагает: 1) индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных; 2) формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся; 3) интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса; 4) профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня; 5) наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах); 6) более сложную подготовку учителя к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней; 7) психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
Однако при всей сложности данной модели, по результатам диагностики мнений учащихся, родителей, социума, педагогов, она более гибка и мобильна по отношению к интересам старшеклассников. Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 70 % учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20 % – три предмета и элективные курсы разных направлений, 10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.

При такой модели профильного образования меняется и модель биологического образования школьников. Конечно, все условия профильного обучения биологии, заложенные в требованиях к профильному образованию, разработанных МО РФ, соблюдаются в полной мере в данной модели: предмет на профильном уровне преподается в количестве 3 часов в неделю; уровень требований к подготовке выпускников соответствует профильному, учащиеся занимаются по рекомендованным учебникам.
Данная модель имеет свои отличительные особенности. Перед учителем ставятся новые задачи:
1. Разработать индивидуальные многокомпонентные профильные маршруты.
2. Создать методическую модель индивидуальных профильных маршрутов по биологии.
3. Создать условия для правильного выбора индивидуального профильного маршрута.
4. Сформировать мобильные индивидуальные образовательные маршруты.
5. Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах биологической направленности, практике, НОУ в 10-11 классах.
6. Использовать современные технологии обучения и сопровождения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
7. Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживания их движения по индивидуальным профильным маршрутам.

Профильному обучению биологии по индивидуальным маршрутам с целью усиления мотивации выбора должна предшествовать предпрофильная подготовка (Табл. 2), проводимая учителем биологии и учениками профильных групп.
Она включает в себя несколько направлений работы:
1. диагностика интересов, способностей и склонностей учащихся 8-9 классов, мониторинг формирования профессиональных интересов;
2. информационная работа;
3. профессиональная ориентация – профориентационные уроки и профориентационные минутки;
4. профильная ориентация;
5. работа по формированию индивидуальных образовательных маршрутов.

Еще в 9-м классе учащиеся под руководством учителей и классных руководителей начинают выстраивать свой образовательный маршрут. Образовательный биологический маршрут выбирают наиболее мотивированные к данной области знаний учащиеся. Отслеживая движение 9-классников по маршрутам, можно предположить его выбор профилирующего направления в старших классах. В маршрут 9-классника входят посещение курса по выбору, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах по биологии, мероприятиях этапа естественных наук интеллектуально-практического марафона, участие в работе кафедры естественных наук НОУ «Эврика». Учащиеся ведут творческие книжки, некоторые осваивают технологию портфолио.

Индивидуальный образовательный маршрут в данном случае понятие более широкое, чем профильный маршрут. Он включает в себя все возможные компоненты биологического образования старшеклассника в школе: базовые, профильные и элективные курсы, профессиональные пробы и практики, дистанционное обучение, деятельность в НОУ, предметные олимпиады, конкурсы, фестивали, интеллектуально-практический предметный марафон, самоподготовку, портфолио ученика.

В сентябре десятикласснику выдается специальный маршрутный лист В течение двух лет в маршрутном листе отмечаются все достижения ученика. Он становится одним из компонентов портфолио ученика. После окончания десятого класса подсчитывается индивидуальный образовательный рейтинг по биологии, выстраивается общий рейтинг в группе. В одиннадцатом классе продолжается заполнение маршрутного листа с обязательным подсчетом образовательного рейтинга за год и итогового рейтинга за два года.

Одним из направлений работы в данной модели биологического образования является проектирование учителем календарно-тематического и поурочных планов. Можно отметить несколько особенностей данной модели профильного обучения, которые учитель биологии обязательно должен учесть при составлении планирования: 1) 1час базового курса сопровождается 2 дополнительными часами, расширяющими курс до профильного; 2) базовый курс «погружен» в профильный курс; 3) уроки базового курса могут стоять в расписании днями раньше, чем дополнительные, а могут стоять после этих дополнительных профильных уроков. Все это требует более тщательного проектирования как календарно-тематических планов, так и каждой темы, каждого урока. Целесообразно составление единого календарно-тематического планирования двух уровней обучения – базового и профильного.
Учитель, проектируя календарно-тематическое планирование, составляя поурочные планы, опирается на требования стандарта биологического образования двух уровней обучения. На первых уроках базового и профильного курсов необходимо познакомить учащихся с этими требованиями. На профильном курсе нужно обозначить различия в требованиях. Для этой работы лучше всего привлечь самих старшеклассников, которые могут с помощью информационного фрейма «Сравнение» провести анализ стандартов двух уровней. Также учителю целесообразно в начале каждой темы размещать в уголке школьника требования по данной теме, создавая условия для повышения мотивации учащихся, задавая им необходимый уровень требований. В качестве основного учебника, на основе рекомендации Министерства образования Оренбургской области, и на базовом и на профильном уровне использую учебник В.Б.Захарова, С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина «Общая биология. 10-11 классы». В данной модели использование одного учебника на разных курсах – самый оптимальный вариант. Однако учитель должен четко знать, с каким содержанием и как должен работать ученик на уроке и дома. Поэтому в своей работе я использую методические рекомендации по использованию этого учебника при изучении биологии на базовом и профильном уровне.